Музей железных дорог в Санкт-Петербурге – главный железнодорожный музей России

Музей железных дорог в Санкт-Петербурге – главный железнодорожный музей России
Обновлено:

Когда стоишь с правой стороны Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге и смотришь в створ арки Гатчинского двора, то даже не догадываешься, что менее чем в двухстах метрах от тебя находится музей железных дорог России. Но если повнимательнее посмотреть на входные ворота, то можно увидеть информационный стенд на стене, который может заинтриговать и заставить любопытного прохожего пройти во внутрь, чтобы узнать, что же там расположено.

Вход в Гатчинский двор Балтийского вокзала

Оказывается, этот комплекс музея железных дорог в Санкт-Петербурге является не только главным железнодорожным музеем в России, но также и одним из самых крупных музеев этой тематики в мире. Располагается он в двух корпусах: в бывшем здании паровозного депо, построенного ещё в 1850-е годы и нового красивого инновационного корпуса, возведённого специально для размещения этой выставки. Соединены они между собой двухэтажным стеклянным переходом, объединяющем оба корпуса в одно пространство и позволяющем перемещаться из старого корпуса в новый и обратно без выхода на улицу.

Но не всегда музейная выставка располагалась на этом месте. Сначала в 1978 году Центральный музей Октябрьской железной дороги был открыт в Ленинграде на Литейном проспекте. Затем в августе 1991 года на территории, входящей в состав станции Шушары появился Музей железнодорожной техники. В августе 2001 года экспозиция с железнодорожной техникой была открыта на территории у Варшавского вокзала, который как вокзал уже не работал.

В Гатчинском дворе Балтийского вокзала этот музей распахнул свои двери тридцатого октября 2017 года. Его открытие было связано со 180-летием железных дорог России.

Заинтригованный информационным стендом, я решил пойти и посмотреть: а что же это за музей такой. Работает он с 10:30 до 18:00 с пятницы по вторник и до 21:00 в среду, а в четверг у него выходной день. Посетителей заканчивают пускать за час до закрытия музея. Полная стоимость билета составляет триста рублей, сто рублей для школьников, студентов (очников) и пенсионеров, а также в музей можно пройти бесплатно льготным категориям граждан.

Я взял льготный билет и пошел осматривать музей. Сразу скажу, что музей очень большой и для того, чтобы неспешно пройти по нему понадобится три или четыре часа времени. Общая площадь, занимаемая зданиями музея составляет 16 000 квадратных метров, кроме того там есть ещё наружная экспозиция, площадь которой 39 000 квадратных метров. На территории музея находятся 3500 экспонатов из которых 118 - это единицы подвижного состава.

Чем же можно заняться в музее?

  • Для того, чтобы получить более подробную информацию о теме железнодорожного транспорта можно посетить сборную экскурсию. Эти экскурсии начинаются в 12, 14 и 16 часов в будние дни и каждый час с 11 до 16 часов в выходные.
  • Можно самому пройтись по обзорному маршруту сначала внутри зданий комплекса музея, а затем и по уличной экспозиции
  • Схема экспозиции музея железных дорог

  • Можно попробовать себя в роли машиниста тепловоза. Это занятие проводится на специальном тренажере «Кабина машиниста ТЭП70 БС» и длится пять минут (для его прохождения требуется взять дополнительный билет)
  • Можно посетить детский центр, в нем детям будут предложены различные занятия на тематику железнодорожного транспорта и поведения на железных дорогах.
  • Можно пройти увлекательный квест, который меняется каждый месяц и за прохождение которого можно получить сюрприз от музея.

Квест в музее железных дорог

Я решил не спеша пройтись по обзорному маршруту, информация о том куда идти была везде на многочисленных информационных стендах и идти было очень комфортно.

В

Каких только паровозов, локомотивов и вагонов я не увидел. И танк-паровоз 1913 года выпуска, и товарный паровоз 1900 года, и грузовой пассажирский тепловоз ТЭ1-20-135, являвшейся копией американского тепловоза, поставлявшегося нам по ленд-линзу во время второй мировой войны, и пассажирский вагон второго класса пригородного движения Северных железных дорог 1912 года, и служебный вагон-салон Китайской восточной железной дороги 1902 года. Да и много еще всевозможных экспонатов, всего невозможно ни перечислить, ни показать на фотографиях.

Экспонаты подвижного состава

Представлен даже паровоз в разрезе у которого видно из чего он состоит, и схема превращения воды в пар Михаила Васильевича Ломоносова, наглядно показывающая какие процессы и превращения энергии происходят внутри паровоза, заставляя двигаться не только сам локомотив, но и громадное количество прицепленных к нему вагонов. А рассматривать все экспонаты в новом корпусе можно не только на уровне, где они выставлены, но и со смотровых площадок второго этажа, которые проходят по всему зданию.

Паровоз во всех видах

Рядом с экспонатами располагаются забавные инсталляции, посвященные времени эксплуатации того или иного экспоната и позволяющие сильнее погрузиться в атмосферу, изображенную в экспозиции.

Инсталляции на перроне

Вдоволь нагулявшись по залам музея, я решил осмотреть и уличную экспозицию, благо на улице стояла теплая солнечная летняя погода. Размеры уличной экспозиции конечно поражали своими масштабами и если бы я начал осмотр с нее, то не знаю хватило бы меня на осмотр выставки внутри корпусов. Поэтому, наверно, не случайно в уличной части экспозиции есть экскурсия на мини поезде с небольшими остановками у экспонатов. Но я прошелся везде не спеша пешком и вроде бы посмотрел на всё, особенно мне понравилась железнодорожная техника военного времени и боевой железнодорожный ракетный комплекс “Молодец”.

Железнодорожная военная техника

Вдоволь нагулявшись по музею, я если честно подустал, поэтому если Вы соберетесь в музей с детьми, то предлагаю разбить осмотр музея на два посещения: первое - осмотр экспозиции внутри корпусов и второе - осмотр уличной экспозиции. А посмотреть, как Вы поняли, есть на что, поэтому если Вы хотите узнать что-нибудь новое о прогрессе в создании транспорта на железных дорогах нашей страны, да и просто расширить свой кругозор и приятно провести время, то советую обязательно посетить этот музей, благо располагается он в центре города и станция метро “Балтийская” в трех минутах ходьбы от него.

Сделай репост – выиграй ноутбук!

Каждого 1 и 15 числа iBook.pro разыгрывает подарки.

  • Нажми на одну из кнопок соц. сетей
  • Получи персональный купон
  • Выиграй ноутбук LENOVO или HP

Подробно: ibook.pro/konkurs

LENOVO или HP от 40-50 т.р., 8-16ГБ DDR4, SSD, экран 15.6", Windows 10

Нет комментариев

Добавить комментарий

Отправить комментарий Отменить

Сообщение